2.4. Учение Полибия о формах государства

| Правовой портал "Правопорядок" | 2.4. Учение Полибия о формах государства |
2.4. Учение Полибия о формах государства

Полибий (210—128 гг. до н.э.) — греческий мыслитель, историк, автор концепции круговорота форм правления государства.
Эпоха. Утрата греческими полисами независимости. Включение греческих полисов в состав Римской империи.
Биография. Выходец из Греции, из знатного рода. Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патриция Сципиона. Считал наиболее совершенным строем римский, а будущее — за Римом.
Основная работа: «Всеобщая история».
Логическое основание политического учения. Историзм. История, считал Полибий, должна носить всеобщий характер. Она должна охватывать в своем изложении события, происходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, быть прагматичной, т.е. связанной с военной и политической историей. Стоицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира.
Содержание политического учения. Под влиянием стоиков Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства:
Таблица 2.4
Число правящих Правильные Неправильные

Правление одною МОНАРХИЯ. Правитель получает добровольную поддержку своих подданных ТИРАНИЯ. Устанавливается силой и держится на страхе перед правителем
Правление немногих АРИСТОКРАТИЯ. Управление на выборной основе справедливыми и разумными правителями ОЛИГАРХИЯ. Отсутствие выборности, своекорыстие правителей
Правление большинства ДЕМОКРАТИЯ. Преобладание мнения большинства. Уважение к законам, богам, родителям, старшим ОХЛОКРАТИЯ. Власть черни при господстве демагогов в народном собрании. Власть черни без уважения к законам: «Нельзя считать демократическим устройством такое, в котором чернь может делать то, что хочет и мыслит для себя»
Итак, круговорот форм правления государства: три правильные формы и три неправильные формы правления сменяют друг друга.
Любое явление подвержено изменению. Любая правильная форма правления государства вырождается. Начиная с тирании, установление каждой следующей формы основывается на осмыслении предшествующего исторического опыта. Так, после свержения тирана общество уже не рискует вверять власть одному.
Формы правления государства
В рамках своей мыслительной конструкции круговорота форм правления Полибий определяет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода:
• жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти к тирании;
• жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии к олигархии;
• жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).
Полибий стремился найти такую форму правления государства, которая бы обеспечивала равновесие в государстве подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались: —> власть консулов — монархия; —> власть сената — аристократия; —> власть народного собрания — демократия. В отличие от Аристотеля, для которого идеальная форма правления — это смешение двух неправильных (неправильных для Аристотеля!) форм правления: олигархии и демократии, у Полибия идеальная форма правления — это смешение трех правильных форм правления государства: монархии, аристократии, демократии.
Идеала смешанной формы правления государства Полибия последовательно придерживались Марк Туллий Цицерон, Томас Мор, Никколо Макиавелли.
Греческий историк Полибий взял в качестве нового объекта политического исследования римское государство.
1 Поколение — промежуток времени, отделяющий отца от сына; вплоть до XX в. — приблизительно 33 года; теперь эта цифра склоняется к 25. (ЖюлияД. Философский словарь. М., 2000. С. 328).